Рожнов

Карта

Координаты: 48 ° 22ь00 "с. ш. 25 ° 13'34 "вост. д.

Рожнов известный еще с 1452. Более пяти с половиной тысяч жителей - не каждый райцентр в Украине похвастается таким количеством населения, как село Рожнов на Прикарпатье. И школа здесь - одна из лучших во всей стране (без шуток) и крупнейшая на Косивщини, и единственное на Франковщине сельское пожарное депо работает, и местный дом культуры есть чем гордиться. Горы здесь еще только зарождаются, поднимаются холмами - но на горизонте уже вырастают до настоящих Карпат. На горизонте - Косов.

Короче, природа - во! Сельские учреждения - вау! Инфраструктура - может быть. Обычаи - почитаются. На воротах случаются свадебные деревца, на Крещение на берегу Рыбнице делают небольшой городок с шопкой и березовыми цифрами (цифрами обозначают наступивший год).

К таким плюсов добавь несколько памятников архитектуры - будет туристский хит. И памятники архитектуры здесь есть. Две - обе национального значения. Только туристов нет - и не будет. Давайте посмотрим, почему.

"Многие жители" на Прикарпатье тождественно "много церквей". В Рожневые правило действует на полную катушку: четыре действующих храма, три из них _начебто_ деревянные, четвертый каменный и совершенно неинтересен снаружи.

Разобраться с тремя жестяными тоже непросто. Но пока они окончательно не сгнили под металлом, надо попробовать.

Никаких вопросов с идентификацией не возникает разве с церковью Рождества Богородицы. Какие могут быть вопросы - это же одна из немногих деревянных пятиглавый святынь Западной Украины, когда красавица, сейчас робот. Она расположена на углу Пидгора (порой угол еще называют Пидсаддя), это вдоль всех дорог, вот здесь: 48.372861, 25.234005.

С дороги ее заметно зимой - если ехать со стороны Заболотова , А не Снятин . На этом месте первую церковку из дерева документы упоминают еще во 1680 Или из-за турок с татарами, или, может, из-за пожара, или и народная версия о том, что церковь "исчезну под землю", но и пионерка-церковь уже на начала XVIII в. была изменена преемницей. А я - еще одной, уже в конце того же века. Существующая масштабная пятиглавый святыня появилась значительно позже - в 1867-1869 гг. Средства на ее построение дала семья Задуровичив. Начали строительство за священника Антоневич, а заканчивал процесс священник Михаил Заревич. Освящали ее чем-то еще в 1900 г.. - может, ремонт, авось горела. В дни великомученика Иосафата в храме происходили отпусти. Храм с самого своего начала был греко-католическим, но в советское время власть конвертировала его в московское православие. Тогда это была единственная действующая церковь на все большое село.

Огромная и немножко какая негармоничная колокольня была возведена одновременно с церковью - и одновременно с ней несет мухи бляхофрении гуцулов. Стоит она с юго-западу от церкви. Хотя - негармоничной она кажется сейчас, во жестью. Посмотрите на ее архивное фото - прекрасная была.

Сейчас храмом пользуются православные Рожнева. На стене церкви - две памятные доски в честь того, что настоятелем храма в 1986-1987 гг. Был Василий Романюк, который позже стал патриархом Киевским и всея Руси-Украины Владимиром (умер в 1995 году.).

Церковь Рождества очень, очень жаль. Это была красавица под гонтом - и ей осталось жить годы, не десятилетия. Бляха погубит шедевр.

Бляха погубит шедевр

В центре села, на перекрестке (налево поедешь - в Коломыю попадешь, прямо поедешь - в Снятине будешь) - еще одна церковь во блехою.

Если верить Википедии, это Михайловская церковь - и она моложе другие деревянные. Храм -согласно Википедии - свела местная община автокефалам в 1991 году.

Несколько проясняет книга "Рожнов и Покутья" Николая Гушулей (Киев, "Мир успеха", 2013). На 61 странице, в разделе "Церкви в прошлом" упоминается, что храм Архистратига Михаила построили за священника Антоневич в 1852 в Зарица - части села, отделенной Рыбницей от других углов. Церковь так и называли - Зарицкий. Ее иконостас и царские врата считались одними из самых красивых в округе.

В советское время храм закрыли, помещение оставалось пустым, а потом его приспособили под школьный состав (!). Вот как была - так и приспособили, с иконостасом вместе. Церковь сгорела 6 июля 1978, ночью - якобы из-за того, что дети рядом играли с огнем. Деревней ходили слухи, что это был поджог - и его исполнителям власть дала по два мешка дефицитной кукурузной муки. Существующий сейчас храм был возведен на старом месте в 1990-1991 гг.

Наконец, на той же улице, что и Михайловская церковь, по дороге на Снятин, но уже за речушкой Рыбницей, стоит третий условно-деревянный храм образцово-показательного села. Очень задбана территория - в крестьянском смысле слова (дорожки изложения плиточкой, разбили клумбы, закрыли двора на замок). Святыню в народе Чиплинською, потому расположена она на углу Чаплинцы (Чиплинци).

Кажется (да, я запуталась в этих жестяных клонах), это и есть церковь Преображения Господня с 1851 г.. (По другим данным - с 1833 г.). В любом случае, это самый старый храм Рожнева.

На стенах храма должен были сохранен темперной живописи середины XIX века - по крайней мере, его упомянуто в четырехтомнике "Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР" в статье о Преображенскую церковь в Рожневые (да, это памятник архитектуры национального значения, как и пятиглавый церковь Рождества. А две такие достопримечательности на село - это было бы очень круто, очень. Если бы не проклятая блеха).

Когда эта одноэтажная гуцульская церковь была деревянной, сейчас напоминает дешевые выпуска, которые так любили в советские времена. Жаль церковь - видно, что была гармоничная, пока крестьяне ее не превратили в груду металлолома.

Архивное фото показывает несколько иные пропорции верха - он там выше, стройнее. Ну, или мне так кажется.

Колокольня в храм из кирпича, расположенная на северо-запад от святыни.

В советское время храм немного работал сельским музеем атеизма. Именно в то время вместо аутентичного гонта на храме появилась проклятая жесть. Иконостас и притворы в музее закрыли сукном - неизвестно, зачем. Старые религиозные книги, кресты, кадило и ризы демонстрировались посетителям музея в двух стеклянных шкафах. Когда СССР уже дышал на ладан и церковная жизнь засверкала пышным цветом, за эту церковь в Рожневые велась настоящая вфйна между греко-католиками и православными Рожнева. Каждая община считала, что храм принадлежит ей. Были и драки, и суды - и вплоть Верховный суд Украины подтвердил право на церковь греко-католической общины. Только даже решение верховной инстанции не повлияло на непокорных гуцулов - православные никак не отдавали новым хозяевам помещения ключе. К этому времени вражда через церковь напоминает о себе: есть люди, которые рассорились из-за этого вопрос с соседями и знакомыми по-настоящему, навсегда.

Сейчас храмом "занимается" община Рожновская греко-католиков.

Сейчас храмом занимается община Рожновская греко-католиков

В селе были и другие храмы.

Скажем, костел. Возводить его начали в первые годы ХХ века, но средств на строительство постоянно не хватало, а потом еще и Первая мировая война началась, не до костела было. Местная католическая община была очень немногочисленной. Так и стоял недостроенный храм до 1920-х гг. Закончили строить римско-католическую святыню в 1934 г.., Освятили ее 5 ноября того же года. Одновременно с костелом достроили и сельскую школу. Вийтом Рожнева в то время был господин Круп. Община села, преимущественно греко-католическая и православная, была очень недовольна, когда Рожнева поползли слухи, что на строительство костела Круп взял деньги общины. После скандала, который дошел до Косово, Круп уехал из Рожнева. В советское время костел использовали как спортзал школы, затем как склад, а в 1975 и вообще разобрали - вроде портил вид на новую школу с трассы.

Была в деревне и синагога (уничтожена во Вторую мировую войну).

Не дожила до наших дней и церковь, возведенная в 1936 на поселке Чорнятин. Ее разрушили в 1950

Красивой, исходя из фотографий, была одноэтажная деревянная и крытая гонтом церковь Василия Великого, возведенная в 1834 Ее возводили по священника Стеблицького - и его фамилия приклеилось к храму, его тоже начали называть Стеблицьким. В советское время храм закрыли, его ремонтировали, крыша начала протекать - и в 1983 г.. Церковь разобрали как аварийную. Рожнивчаны своими руками это делать не хотели, поэтому власть наняла каких-то пришлых людей, которые с помощью трактора сначала пытались свергнуть колокольню. И сопротивлялась, трактор становился на дыбы, рвался трос - и колокольня таки упала. Иконы из церкви положили прямо на дорогу - две из них приняли прохожие, одинт был из соседней Новоселицы, второй местный, с Рожнова. Сейчас те иконы - в новой Васильевской церкви. Она показалась мне малоинтересной каменным сооружением под крышей с синей булатной жести. Но, кажется, в анамнезе (хотя какой там анамнез - построено в 2001-2004 гг.) Там же дерево. Ведь даже тогдашний глава областной администрации М.Вышиванюк дава на этот храм 10 кубометров дуба. То есть дереву и года не дали побыть деревом. сразу под бляху и, кажется, вагонку. ужас :(

ужас :(